Чтобы решить системные проблемы в украинской энергетической отрасли, их нужно выгодно продать зарубежному инвестору, считает эксперт Андрей Фаворов
Чтобы решить системные проблемы в украинской энергетической отрасли, их нужно выгодно продать зарубежному инвестору, считает эксперт Андрей Фаворов
На северо-востоке Казахстана есть маленький город - Экибастуз. В середине 1990-х годов он наглядно демонстрировал состояние всей казахской энергетической отрасли.
На крупнейшей в мире угольной Экибастузской ГРЭС-1 из 4000 МВт установленных мощностей работало всего 300 МВт. И то - всего пять дней в неделю. Остальное оборудование было разобрано на запчасти или металлолом. На складах угля оставалось на 10 дней работы. Зарплату работникам станции на протяжении полугода платили арбузами, если вообще платили. Уровень неплатежей за электроэнергию достигал 90%. Экономика Казахстана была на грани полного краха. Стране грозили веерные отключения электроэнергии, а как согреть население холодной зимой, тогда понимали очень немногие.
Но в 1996 году правительство Казахстана нашло решение проблемы, выставив ГРЭС на приватизацию. Новым собственником станции стала корпорация AES, которая привнесла западные методы управления в казахскую энергетику.
К 2008 году, когда AES приняла решение о продаже своего актива, на Экибастузской ГРЭС-1 работало уже 2500 МВт, а сама станция стала флагманом казахской энергетики и сыграла ключевую роль в обеспечении энергобезопасности региона после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.
За одиннадцать послеприватизационных лет компания заплатила более $250 млн налогов в бюджет и инвестировала около $200 млн в восстановительные работы. То, что было проблемой казахского правительства в середине 1990-х, стало ключом к решению проблем в региональной энергетике.
А теперь вернемся в Украину.
Из-за военных действий на востоке страны половина теплоэлектростанций Украины имеют запас угля на 10 дней работы. Некоторые не в состоянии выдавать мощность в энергосистему из-за разрушенных электросетей и подстанций. Долги потребителей за электроэнергию достигли рекордных уровней. Инвестиции, необходимые для продления дееспособности электростанций, уходят на латание дыр, восстановительные работы и закупку дорогого импортного угля.
Уже очевидно, что грядущая зима ознаменуется остановкой экспорта украинской электроэнергии и ограничениями ее потребления внутри страны.
Конечно, все это - вынужденные меры правительства для минимизации негативных последствий сегодняшнего кризиса. И пустая критика правительства в сложившейся ситуации не поможет решить проблему. Намного эффективнее просто вкрутить энергосберегающую лампочку у себя дома и использовать минимум домашних электроприборов в пиковые часы. Это то, чем каждый из нас может помочь стране прожить эту зиму. Чуть-чуть, но поможет.
Выход из кризиса
Бывший глава администрации президента Барака Обамы Эмануэль Рам говорил: "Никогда не упускайте хороший кризис". Действительно, кризис - это то редкое время, когда есть возможность принять сложные решения и разрубить гордиев узел системных проблем.
Следуя примеру Казахстана в 1996 году, с сегодняшними проблемами Украины можно поступить просто: продать их инвестору. Но продать дорого, и исключительно качественному, желательно иностранному инвестору.
Газовая отрасль
Добыча газа в Украине стагнирует последние 10 лет. Применяемые технологии и оборудование в лучшем случае остались в 1970-х годах советского прошлого. Приватизация государственной Укргаздобычи (75% от всей добычи газа в стране) позволит привлечь новых игроков, повысить добычу газа, увеличить налоговые отчисления в бюджет и избавиться от ужасающей коррупции в секторе.
Многие эксперты едины во мнении, что частные игроки с современными технологиями за 5 лет обеспечат 100% украинского потребления газа. Давайте дадим этим компаниям возможность заплатить Украине за право это сделать. Согласитесь: это лучше, чем платить миллиарды за импортный газ каждый год.
Угольная отрасль
Правительство выделяет до 15 млрд грн ежегодно для дотаций экономически неконкурентоспособных шахт. Учитывая ситуацию в стране, тяжело сказать, как будут развиваться события в будущем, но мы можем говорить о том, что исторически объемы угля, добываемого на субсидируемых государством шахтах, забирали рынки сбыта у экономически конкурентоспособных шахт и не давали им развиваться и наращивать добычу угля, востребованного как в Украине, так и на мировых рынках.
Приватизация лучших из украинских угольных предприятий позволит не только перенаправить дотации на решение социально-экономических проблем региона, но и обеспечить долгую и продуктивную жизнь угольной отросли в целом. Качественные шахты будут развиваться, инвестировать в оборудование и людей, платить налоги и увеличивать добычу.
Электроэнергетика
Новейшие станции в Украине были построены 30-40 лет назад. Они требуют постоянных инвестиций в модернизацию существующих мощностей. Мы не можем позволить не продлить жизнедеятельность атомных энергоблоков - критической основы украинской энергетики. Мы также не можем не инвестировать в маневренные угольные и гидромощности, позволяющие обеспечить электроэнергией пиковые часы потребления в стране.
Продолжение курса на приватизацию в энергетике позволит увеличить надежность работы системы и минимизировать риски веерных отключений.
Показательно, что в кризисе этого года именно государственные ТЭС первыми отключились из-за отсутствия угля. А себестоимость закупки угля на станции получателя на 30-40% дороже, чем у частных игроков.