ERU
Купити газ для населення
ua en DE
Купити газ для населення

Андрей Фаворов: «Энергонезависимость Украины можно обеспечить за пять лет»

Посилання

Серьезные структурные реформы в украинской энергетике толком не проводились никогда, что и привело к крайне неэффективному функционированию ТЭК.

Например, Украина способна обеспечить себя природным газом собственной добычи: в начале 1980-х годов в Украине добывали 50-55 млрд куб.м природного газа, а уже в середине 1990-х — лишь 18-19 млрд куб.м (в 2013 г. — 21 млрд куб.м).

Основные причины — недоинвестирование отрасли и нежелание допускать на рынок крупный международный капитал.

Реформирования требуют все направления, начиная с объектов инфраструктуры, модели рынка и заканчивая финансовой системой.

Аналитик рынка ТЭК Андрей Фаворов считает, что внедрение новой и более эффективной модели работы ТЭК позволит достичь главного — энергонезависимости государства, которую можно обеспечить за пять лет при условии грамотного подхода.

— Первоочередные шаги по реформированию ТЭК — это…

— …приватизация госпредприятий, таких как НАК “Нафтогаз України”, “Укргазвидобування”, “Центрэнерго” и многих других (перечень компаний содержится в распоряжении Кабмина №667-р от 17.07.14 г. — Ред.).

Но данный процесс должен быть прозрачным и открытым, подобно продаже “Криворожстали” в 2005 г.

Кроме разгосударствления энергетики необходимо инвестирование в инфраструктуру: угледобывающие предприятия, энергогенерирующие компании, электрические сети и т.п.

Следующий аспект реформирования — установление прозрачных правил игры и изменение устаревшей модели функционирования ТЭК на более прогрессивную и эффективную.

— Готовы ли инвесторы вкладывать средства в украинский ТЭК?

— Мы контактируем со 120 инвесторами, и 80% из них пока настороженно относятся к Украине.

И ситуация будет сохраняться до тех пор, пока не появится двух-трех успешных примеров реализации проектов с участием крупного иностранного капитала, так сказать, кейсов по инвестированию, понятных и прозрачных, в которых бизнес строится по мировым правилам.

В нынешних военно-экономических условиях привлечение крупного качественного инвестора в Украину — трудновыполнимая задача.

Но при наличии политической воли — абсолютно реальная. Сегодня страна обязана создать благоприятные условия для успешного привлечения зарубежных инвесторов.

Только удачный прецедент реализации проекта в течение хотя бы года подтянет за собой других инвесторов в Украину.

— О каких условиях речь?

— Необходимо создавать привлекательный инвестиционный климат. Инвестор просчитывает риски падения цен на его продукцию, аварии в технологическом процессе производства, резкого удорожания сырья, учитывает множество других факторов.
Но когда к ним добавляются такие факторы, как, например, невозмещение НДС, накапливаемое годами (подробнее см. на стр.14. — Ред.), постоянное повышение размера налогов, то это ухудшает инвестклимат любой страны…

— Но вернемся в Украину.

— С 1 августа 2014 г. рентная плата за добычу газа на глубине до 5 км была повышена с 28% до 55%, а для газа на глубине более 5 км — с 15% до 28%.

В результате добывающим компаниям стало невыгодно наращивать объемы добычи газа, бурить скважины глубже 5 км.

Таким образом, уже сформировались предпосылки для потери доверия со стороны ранее привлеченных в страну инвесторов, так как их украинские проекты становятся менее привлекательными.

Компании в любой момент могут уйти из Украины, например, в Польшу или Венгрию. Инвестировать в страну с нестабильной и непредсказуемой средой можно только при наличии перспективы получения значительной маржи.

Что же происходит сейчас? Инвестор не может даже провести подготовительные работы для начала добычи, так как на этой территории происходят боевые действия.

Следует понимать, что государства также конкурируют за возможность привлечения крупного международного капитала.

Условно говоря, огромное количество стран “сидят” в приемных тех же глобальных корпораций по газодобыче с целью уговорить их инвестировать, 
предлагая при этом гарантии по налоговым каникулам на 20-30 лет, спецусловия по разведке месторождений и другие преференции.

Причем эти страны отдают себе отчет в том, что с приходом иностранных инвесторов автоматически в страну придут современные технологии, предполагающие эффективное использование недр, создание новых рабочих мест, значительные поступления в государственный и местные бюджеты и многое другое.

Китайские, российские и украинские технологии из 100% условного объема газа способны добыть 15%, после чего скважину закроют, европейские же технологии позволяют добыть 50% и более.

— На каких же конкретных условиях инвесторы готовы прийти в Украину?

— Правительство США под долговые обязательства принимает инвестиции на 
30 лет под 4-4,5% годовых.

Инвесторы всего мира — Китай, Япония и Россия (Россия держит 80% своих сбережений в американских ценных бумагах) — приобретают бумаги США, понимая, что это самые надежные инвестиции.

Украинские бонды сегодня продаются под 15-16% годовых. Разница в 10-11 п.п. приносит в четыре раза большую прибыль.

В то же время и риски в четыре раза выше, чем в США, — вплоть до полной потери инвестиций.

Думаю, ожидаемая доходность в 23-25% годовых — это уровень, при котором украинский рынок может быть привлекательным в нынешних условиях.

В Польше, например, еще 20 лет тому назад уровень рисков был соизмеримым с уровнем рисков в современной Украине, и это обусловливало те же 15-16% годовых.

Сегодня польские ценные бумаги продаются с доходностью 7-8% годовых, что свидетельствует об уменьшении страновых рисков в два раза.

Эти риски понижаются в условиях внятного законодательства, регулярного сбыта продукции, добропорядочных взаимоотношений всех участников экономической деятельности и абсолютно равных условий для всех участников рынка.

— Какие компании готовы инвестировать в украинский ТЭК?

— Одни готовы вкладывать деньги только в долгосрочные проекты (например, добыча газа и нефти, угля, тепловая генерация электроэнергии), окупаемость которых составляет 5-7 лет и более, с возвратом на инвестиции в размере более 25%, другие — лишь в публичные компании с котировкой их акций на бирже, третьи — в деривативы.

Есть хедж-фонды, предпочитающие инвестировать в “высокорисковые” проекты, например, развивать нефтедобычу в Ливии во время боевых действий.

Из всего пула мировых инвесторов всего 2-3% смотрят на украинский ТЭК. Но эти 2-3% — это сотни миллиардов долларов потенциальных инвестиций.

И каждая успешная история инвестирования в Украину расширяет объемы потенциальных денежных поступлений в разы.

— Какова их география?

— Первое место занимают США (50%), второе — Великобритания (20%), третье и четвертое — Швейцария (15%) и Россия (10%), очень незначительная доля у стран Азии. 
Индия и Китай пока не проявляют интереса к энергетике Украины. Китай готов к финансированию в страну только на уровне государственных займов.

— Приведите, пожалуйста, пример разработанного проекта.

— Например, проект по приватизации ПАО “Центрэнерго”. Но при постоянном изменении вводных, особенно роста валютного курса, его приходится постоянно переоценивать.

Кроме того, следует понимать принципы тарифообразования в Украине. Непонятно также, как будет работать Закон “О принципах функционирования рынка электроэнергии Украины”, вступивший в силу 1 января 2014 г., и как пойдет реформирование рынка электроэнергетики.

Есть проблемы в платежной дисциплине некоторых групп потребителей электроэнергии, в частности, государственные шахты и водоканалы имеют долги за поставленную электроэнергию.

Повышение тарифов для населения, темпы роста потребления электроэнергии, дефицит топлива и динамика его цен, стоимость рабочей силы и необходимый объем инвестиций в объект — это сегодня беспокоит инвесторов.

К тому же их интересует потенциальный риск национализации или репатриации приватизированного объекта и как от этого можно защититься…

— А как?

— Существуют финансовые институты — гаранты осуществления международных инвестиций в ту или иную страну — Miga (http://www.miga.org/) и Opic (http://www.opic.gov/), которые страхуют политические риски. Но Украину эти компании пока не покрывают.

— Инвестору остается ждать их прихода?

— Нет, он может работать и без этих гарантов. Ведь в противном случае он может упустить какие-то возможности, в том числе и доход.

— Следует ли сначала реформировать энер-горынок, а затем привлекать инвестора?

— Тактика откладывания приватизации энергообъектов уже исчерпала себя. Если сегодня получается привлечь инвестора, то нужно пользоваться этой возможностью.

— Знают ли инвесторы, с чем им предстоит столкнуться? Например, с коррупцией?

— Что касается коррупции и поборов, с чем сталкивается каждый собственник украинского актива, то уверен — Украине нужны как раз такие инвесторы, которые готовы жить по принципу “не давай взятки”.

Мы готовы вместе с инвестором бороться с этим позорным явлением, которое убивает даже самый перспективный инвестпроект.

В Грузии и Сингапуре удалось искоренить коррупцию. Почему не может получиться у нас?

— Каковы главные аргументы привлечения инвестора в ТЭК?

— Первый — потенциал в стране значительный: неразведанные месторождения газа и нефти, угледобывающие, энергогенерирующие и дистрибуционные предприятия, находящиеся в государственной собственности, проекты по альтернативной энергетике и многое другое.

Второй и крайне важный — к власти пришла команда прогрессивно мыслящих людей, которые готовы слышать инвестора, менять инвестклимат и положить начало позитивным переменам. И, наконец, третий — кризис — это возможность.

Джерело:  http://www.business.ua/articles/business_people/Energonezavisimost_Ukrainy_mozhno_obespechit_za_pyat_let%C2%A0-75664/ 

Контакти

ЕРУ використовує суворо необхідні cookie-файли й аналогічні технології для забезпечення функціонування цього вебсайту, а також, щоб створити для вас більш персоналізовані умови користування сайтом.

Натиснувши «Я приймаю» ви погоджуєтесь на розміщення всіх cookie-файлів на вашому пристрої. Ви можете змінювати налаштування cookie-файлів або відкликати вашу згоду на їх використання у будь-який час натиснувши на «Налаштування cookie-файлів». Залежно від обраних вами параметрів cookie-файлів, деякі функції або персоналізовані умови користування цим вебсайтом можуть стати недоступними.

Для отримання більш докладної інформації, просимо ознайомитися із Умовами використання cookie-файлів.